Отдых в России стал более безопасным

Туризм в России: чего не хватает

Внутренний и въездной туризм — одна из немногих отраслей в России, показавшая рост. Число путешествующих по родным просторам россиян возросло до 3 млн человек, иностранцев — до 6 млн. Но для нашей страны это мало. О причинах медленного развития отечественного туризма в эфире Pravda. Ru рассуждает независимый эксперт по туризму Александр Бандурин.

— Александр, как обстоят дела в нашем внутреннем и въездном туризме?

— Внутренний туризм существенно вырос. Если раньше не доходило даже до миллиона поездок в год, то на сегодняшний день поток увеличился примерно до 3 миллионов. Это связано с усложнением выездов за границу и подорожанием туров, с возможными санкциями и усложнением визовых процедур. Многие туристы предпочитают теперь ездить внутри страны. Но въездной туризм тоже вырос за последние годы раза в полтора. Проблема в том, что сложно составить точную картину, хотя у нас есть несколько источников информации о туристах.

Пограничники фиксируют весь поток въезжающих в страну иностранцев, гостиницы и туристские предприятия фиксируют людей, пользующихся услугами туристскими и гостиничными. Есть информация от местных органов власти, которые регистрируют людей. Но очень тяжело обобщить статистику и понять, кто действительно является туристом.

Ведь многие работают в России, есть транзитные путешественники. Поскольку Москва и Санкт-Петербург являются двумя крупнейшими хабами, то фиксирование общего количества людей не дает достоверной информации о количестве туристов.

Опрашивая турфирмы, можно приблизительно давать оценки с достаточно маленькими погрешностями. В лучшие времена у нас выездной туризм доходил до 25 миллионов, а въездной до 3 миллионов. Сейчас, я думаю, уверенно можно говорить, что въездной туризм у нас вырос до 5-6 миллионов человек. Важно, что эффект экономический получают не только предприятия индустрии туризма, например, гостиницы, рестораны, экскурсионные и транспортные компании. Туризм дает мультипликативный эффект, потому что турист везде ходит, он может пользоваться услугами бытовых всевозможных служб…

— Известно сколько денег оставляют иностранные туристы в нашей стране?

— Можно примерно оценить. Грубо говоря, когда турист посещает ресторан, средний чек, допустим, условно 1000 рублей. 5 миллионов туристов сходит по разу поесть — это уже получается 5 миллиардов рублей. Помимо основного есть дополнительно экскурсионное обслуживание, покупка сувениров. Это многие десятки миллиардов рублей получается. А есть ведь и косвенный эффект. Когда у нас туристский поток увеличивается, растет занятость. Это приводит к тому, что государство не платит пособие по безработице. Наоборот, человек платит налоги, работодатель платит свой налог.

У нас очень большую долю в налогах занимают федеральные. А налоги, источником которых являются туристы, преимущественно идут в местные и региональные бюджеты. То есть развитие туризма выгодно прежде всего регионам, которые могут дополнительно получить доходы от этих источников. Но проблема острая, что у нас и отелей не хватает, инфраструктуры отдыха практически нет.

К сожалению, многие государственные программы развития туризма у нас финансируются по остаточному принципу. У нас нет культуры частных инвестиций и защиты частных инвестиций в инфраструктурные объекты, а срок окупаемости таких проектов достаточно большой. Сейчас еще хотят ввести налог на землю, равный для всех объектов. И все гостиницы, в том числе и Москвы, сразу закроются, потому что эти ставки налога убивают гостиничный бизнес.

Потому что гостиница — очень тяжелый такой комплекс затрат, это не просто офис. Структура затрат этих двух бизнесов совершенно разная. И поэтому если еще будет такой налог, то это полностью убьет гостиничный бизнес.

Даже если построить гостиницу в регионе, все классно, великолепная гостиница, но проблема — дорог нет. Вообще у нас — целый комплекс проблем, которые препятствуют развитию туристской инфраструктуры. А все программы, которые принимаются сейчас по развитию туризма, направлены, в основном, на туристский рекреационный потенциал с точки зрения объектов показа, фестивалей.

При этом мало подразумевается, что должны частные инвесторы приходить в эту инфраструктурную составляющую, строить дороги, гостиницы, объекты питания и так далее. Ведь если эта дорога будет построена частным лицом или частной компанией, представляете, какой налог на недвижимость они потом с этой дороги заплатят! Естественно, что необходимо какие-то механизмы развития, а не закрытия.

— Государственно-частное партнерство?

— Я думаю, государственно-частное партнерство должно быть в масштабах туристско-рекреационного комплекса целиком. То есть государство входит в это партнерство дорогами, землей под застройку, всевозможными субсидиями и налоговыми стимулами. А бизнес в это партнерство входит своими инвестициями в строительство, в подготовку и привлечение кадров, в рекламу и продвижение. Тогда государственно-частное партнерство будет эффективно, а если мы будем каждый объект рассматривать индивидуально, как объект государственно-частного партнерства, не получится никакого партнерства.

Две крайние точки зрения: что все должно делать государство или что все должен делать рынок, бизнес. Надо быть разумными людьми и взвешенными, стратегически ориентированными на развитие, и четко понимать, что должен быть баланс.

— Есть все-таки какое-то развитие инфраструктуры?

— Есть, но развитие крайне недостаточное, чтобы удовлетворить динамику потока. Он растет гораздо большими темпами. Иностранцам в том числе удобней и выгодней снимать квартиры, очень много иностранцев появилось в продуктовых магазинах. Раньше они боялись приехать сюда из-за всевозможных проблем, включая безопасность. Сейчас эта проблема в большей степени решена, но проблема дефицита дешевых средств размещения до сих пор есть. И поэтому очень многие по интернет-программам бронируют напрямую квартиры, и этот бизнес сейчас достаточно широко развивается.

— Раньше самый традиционный и популярный отдых был Сочи, пляж. Что появилось новенького?

— Сочи как пляжный отдых, наверное, уже не суперпопулярная вещь, потому что там сейчас, в основном-то, горные лыжи. Также крупные центры горнолыжного туризма — Мурманская область, Алтай и Дальний Восток — там, где есть всевозможные фрирайды. Развивается религиозный туризм, религиозно-познавательный туризм на традиционном Золотом кольце. Популярен военно-исторический туризм — блокада Ленинграда и Рамушево, Калининград, Курская дуга, Сталинград и так далее.

— Иностранцы интересуются?

— Да, их же родственники там воевали. Они с удовольствием приезжают. В Крыму, рядом с Севастополем, есть немецкое мемориальное военное кладбище, там очень много похоронено погибших во время войны солдат…

— Какие еще направления?

— Охота и рыбалка, сельский туризм — практически по всей стране. Медицинский туризм, санаторно-курортный — Кавказские Минводы, Алтай, в Южной Сибири хорошие источники. Еще есть масса потенциально хороших мест, которые пока вообще никто не открыл.

Читайте также:

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Отдых в России лучше, но об этом не знают

Времена, когда Турция была дешевле Сочи, ушли

Алтайский туристический ответ санкциям

Русский Крым готов к сезону отпусков

Путешествия по России — удел богатых?

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить